Россия многонациональна. Многоязычна и литература ее народов.
Но немногие из писателей, не принадлежащих к так называемым русскоязычным,
получили общероссийскую известность.
Среди этих немногих - аварский поэт Расул Гамзатович
Гамзатов. Стихи Расула Гамзатова легли на музыку, стали песнями. На слуху у
старших поколений- «Журавли», «Берегите друзей», «Только тот мужчина» и много
других.
Некоторые и в наши дни не утратили популярности. Помним тех
же «Журавлей»: их можно услышать на концертах, посвященных Дню победы и другим
героическим датам. При этом стихи Гамзатова - не только реквием в память
павших. «И в том строю есть промежуток малый - быть может, это место для
меня»,- эти слова перекликаются с
блоковскими «и вечный бой, покой нам снится».
И в мирной жизни нужны качества бойца: надо быть готовым к
тому, что ты можешь пасть жертвой клеветы, жертвой травли. Если твердо стоишь
за правое дело.
Но, говорит поэт, «тот мужчина, кто отважен и душою не
продажен», а не тот, «готов подать вам стремя и предать вас в то же время».
О нравственном выборе, встающем перед людьми, как и о многом
другом, поэт размышляет в своем публицистическом произведении «Мой Дагестан».
Его можно назвать автобиографическим. Мы узнаем различные эпизоды из жизни
писателя, знакомимся с людьми, которых довелось ему знать. Это в основном его
земляки, дагестанские писатели (например, лакский поэт Абуталиб Гафуров).
Рассказывает он и о своем отце, народном поэте Гамзате Садаса: его роль в судьбе сына трудно
переценить.
Однако не случайно название «Мой Дагестан». Писатель
понимает: не все его соотечественники имеют четкое представление об этом крае.
Немало таких, кто полагает, будто существует дагестанский язык. Иные вообще
могут спутать Дагестан с одной из среднеазиатских республик и даже зарубежных
стран. Поэт знакомит русскоязычного читателя с народами, населяющими его родной
край: лакцами, даргинцами, татами кумыками, лезгинами. Не забыта и их
героическая история. Два главных события в центре внимания: война против
персидского шаха Надира(18 век) и движение имама Шамиля.
Шамиль- любимый герой Гамзатова. Нет, он не идеализирует
его: тот был порождением своего времени и тех условий, в каких существовал его
народ.
«Я, случалось, плетьми избивал стихотворцев. Я был со
сказителями суров»,- признается Шамиль.
Но не это главное : поэта восхищает мужество Шамиля, его
любовь к родной земле, к своему народу, его принципиальность.
При этом он познаёт, что многое с тех пор изменилось:
Мне вернуться к
имаму? Пустая затея!
Путь не тот у меня и
не те времена.
Эти слова не случайны: Гамзатов раскаивается в том, что в
начале пятидесятых годов участвовал в компании по развенчанию Шамиля. Однако:
Я хочу попросить у
имама прощенья,
Но в болото при этом
попасть не хочу.
Таков его ответ поборникам национализма, пытающимся
возродить идеи газавата и те социальные отношения, что вполне заслуженно канули
в прошлое.
Надо ли говорить, что слова поэта актуальны не только на
Северном Кавказе.
Хочется верить, что поэзия Гамзатова, как и вся
многонациональная российская литература, станут препятствием на пути в это
самое «болото», что феодализм не станет нашим «светлым» будущим, и России не
будут угрожать межнациональные распри.
Комментариев нет:
Отправить комментарий