среда, 10 апреля 2013 г.

Стихи и проза Расула Гамзатова. Эссе Макаровой Виктории, 11 класс



Россия многонациональна. Многоязычна и литература ее народов. Но немногие из писателей, не принадлежащих к так называемым русскоязычным, получили общероссийскую известность.
Среди этих немногих - аварский поэт Расул Гамзатович Гамзатов. Стихи Расула Гамзатова легли на музыку, стали песнями. На слуху у старших поколений- «Журавли», «Берегите друзей», «Только тот мужчина» и много других.
Некоторые и в наши дни не утратили популярности. Помним тех же «Журавлей»: их можно услышать на концертах, посвященных Дню победы и другим героическим датам. При этом стихи Гамзатова - не только реквием в память павших. «И в том строю есть промежуток малый - быть может, это место для меня»,-  эти слова перекликаются с блоковскими «и вечный бой, покой нам снится».
И в мирной жизни нужны качества бойца: надо быть готовым к тому, что ты можешь пасть жертвой клеветы, жертвой травли. Если твердо стоишь за правое дело.
Но, говорит поэт, «тот мужчина, кто отважен и душою не продажен», а не тот, «готов подать вам стремя и предать  вас в то же время».

О нравственном выборе, встающем перед людьми, как и о многом другом, поэт размышляет в своем публицистическом произведении «Мой Дагестан». Его можно назвать автобиографическим. Мы узнаем различные эпизоды из жизни писателя, знакомимся с людьми, которых довелось ему знать. Это в основном его земляки, дагестанские писатели (например, лакский поэт Абуталиб Гафуров). Рассказывает он и о своем отце, народном поэте Гамзате  Садаса: его роль в судьбе сына трудно переценить.
Однако не случайно название «Мой Дагестан». Писатель понимает: не все его соотечественники имеют четкое представление об этом крае. Немало таких, кто полагает, будто существует дагестанский язык. Иные вообще могут спутать Дагестан с одной из среднеазиатских республик и даже зарубежных стран. Поэт знакомит русскоязычного читателя с народами, населяющими его родной край: лакцами, даргинцами, татами кумыками, лезгинами. Не забыта и их героическая история. Два главных события в центре внимания: война против персидского шаха Надира(18 век) и движение имама Шамиля.
Шамиль- любимый герой Гамзатова. Нет, он не идеализирует его: тот был порождением своего времени и тех условий, в каких существовал его народ.
«Я, случалось, плетьми избивал стихотворцев. Я был со сказителями суров»,- признается Шамиль.
Но не это главное : поэта восхищает мужество Шамиля, его любовь к родной земле, к своему народу, его принципиальность.
При этом он познаёт, что многое с тех пор изменилось:
Мне вернуться к имаму? Пустая затея!
Путь не тот у меня и не те времена.
Эти слова не случайны: Гамзатов раскаивается в том, что в начале пятидесятых годов участвовал в компании по развенчанию Шамиля. Однако:
Я хочу попросить у имама прощенья,
Но в болото при этом попасть не хочу.
Таков его ответ поборникам национализма, пытающимся возродить идеи газавата и те социальные отношения, что вполне заслуженно канули в прошлое.
Надо ли говорить, что слова поэта актуальны не только на Северном Кавказе.
Хочется верить, что поэзия Гамзатова, как и вся многонациональная российская литература, станут препятствием на пути в это самое «болото», что феодализм не станет нашим «светлым» будущим, и России не будут угрожать межнациональные распри.

Комментариев нет:

Отправить комментарий